Организацию пожарной службы на Руси историки связывают с именем князя Московского и всея Руси Ивана III. Во время его правления в 1504 году впервые издали противопожарные правила. Позже на Руси зародилась пожарно-сторожевая охрана и появились круглосуточные заставы. В далёком прошлом для тушения пожаров использовались простые средства, такие как водные возницы или вёдра с водой, а первые пожарные машины были весьма далеки от современных и обычно состояли из телеги, или кареты с конной тягой, на которой был размещён насос, и резервуар с водой.
Однако с развитием городов и увеличением числа пожаров, стало очевидно, что требуются более эффективные способы тушения.
Пожар может возникнуть в любое время года и суток, в жилых и промышленных помещениях, в городской черте, и в удаленных от городских построек районах, и чтобы бороться с огнём, не всегда есть возможность использовать стационарные установки, при этом проблемы с водой, её напором и прочие факторы могут негативно сказаться на ситуации, а для оперативной ликвидации возгорания необходимо всегда иметь под рукой средства пожаротушения. Для решения этой проблемы и были созданы передвижные противопожарные комплексы (ППК). ППК - это передвижные установки, с помощью которых можно в короткие сроки погасить огонь и минимизировать ущерб от возгорания.
ППК в зависимости от способа доставки к месту пожара, подразделяются по типу на:
- наземные (пожарные автомобили, прицепы и специальные транспортные средства):
Наземные ППК используются для оперативной доставки пожарных, специального пожарного оборудования и огнетушащих средств к месту пожара. Используются для тушения на промпредприятиях, в жилых многоквартирных и частных домах, а также для пожаротушения других объектов, находящихся в границах населенного пункта;
- воздушные (пожарные вертолёты и самолёты):
Пожарные вертолёты применяют для ликвидации техногенных и природных пожаров, а также для проведения спасательных эвакуационных мероприятий. Уникальные водные самолёты-амфибии способны сесть на поверхность воды для забора жидкости, а потом доставить её в удаленные районы и сбросить непосредственно на лесной массив или другую территорию, захваченную огнем;
- железнодорожные (пожарные поезда):
Такие комплексы предназначены для тушения пожаров, проведения и обеспечения аварийно-спасательных работ (АСР), обеспечения средствами пожаротушения (вода, пенообразователь) и других работ на железной дороге, объектах и предприятиях, примыкающих к железной дороге или находящихся в радиусе действия оборудования поезда;
- водные (пожарные суда и катера):
Пожарные суда и катера применяются в случае разлива нефти и нефтепродуктов, прекрасно справляются с возгораниями на нефтяных и газовых вышках, баржах, крупных лайнерах, грузовых и пассажирских судах, используются для тушения береговой зоны, а также могут использоваться в качестве буксира и для эвакуации людей. Специальные насосы, в составе дополнительного оборудования, позволяют выкачивать лишнюю воду из трюмов и внутренних помещений аварийных судов.
Но передвижные комплексы пожаротушения все же ограничены в применении способом доставки к месту пожара. Не везде можно подъехать на пожарной машине или поезде, подойти на пожарном судне, а отсутствие больших водоёмов и акваторий исключает применение авиации.
Попытки разработки мобильных противопожарных комплексов (МПК) осуществлялись многими предприятиями, но были узконаправленными и по сути свелись к созданию вспомогательных модулей:
1. Специализированных комплексов контейнерного типа в дополнение к существующим ППК для увеличения их собственных характеристик. Так в своё время были созданы:
-автономный пожарный модуль контейнерного типа (АПМКТ) с установками комбинированного тушения пожаров (УКТП) (рисунок 1) –
размещён в 20 фут. контейнере типа предназначенный для оперативного обнаружения и тушения пожаров на объектах повышенной взрывопожарной опасности с возможностью использования широкого спектра огнетушащих средств и применением пены низкой или средней кратности;
Рисунок 1 – Автономный пожарный модуль контейнерного типа (АПМКТ) с УКТП «Пурга»
-автономный пожарный одуль контейнерного типа с УКТП "Пурга-300" (рисунок 2) - размещён в 20 фут. контейнере типа 1СС предназначенный для забора и подачи воды и воздушно-механической пены к месту пожара, возможностью использования морской воды для подачи огнетушащей смеси на расстояние до 100 метров с помощью лафетного ствола (ЛС) комбинированного тушения пожаров «Пурга-300». Имеет высокую производительность и создаваемый напор насосного агрегата, полную автономность и независимость от внешних источников электропитания;
Рисунок 2 – Автономный пожарный модуль контейнерного типа с УКТП "Пурга-300"
Основные характеристики «АПМКТ» и «Пурга-300» представлены в таблице 1.
Таблица 1 – Основные характеристики «АПМКТ» и «Пурга-300»
Основные характеристики | АПМКТ | Пурга-300 |
Высота всасывания (м) | --- | 1-7 |
Напор (МПа) | 1,2 – 1,3 | |
Напор (м) | 100-120 | |
Производительность насосного агрегата (м3/час) | 720 | 1200 |
Производительность ЛС по воде (м3/час) | --- | 1080 |
Производительность по пене средней кратности (л/с) | 100 | 9000 |
Дальность подачи струи по воде (м) | --- | 160 |
Дальность подачи струи по пене средней кратности (м) | 50-80 | 100 |
Напряжение питания (В) | 380 | 380 |
Бак пенообразователя (м3) | 1 | 1 |
2. Мобильных комплексов пожаротушения на базе одно-двухосных автомобильных прицепов (рисунок 3) оснащенных пожарным аварийно-спасательным оборудованием для использования лесопожарными группами и добровольными пожарными формированиями.
Пожарно-спасательный комплекс «Огнеборец» |
Пожарно-спасательный комплекс «Форпост» |
Рисунок 3 – Мобильные комплексы пожаротушения на прицепах
Также был совершенно не охвачен вопрос пожаротушения и ликвидации пожаров на кораблях и судах, а также объектах морской инфраструктуры.
Для исправления сложившейся ситуации АО «Флаг Альфа» разработало многофункциональный мобильный противопожарный комплекс и уже в 2018 году был создан и успешно прошёл государственные испытания «Мобильный противопожарно-спасательный комплекс модульного исполнения МПСК-МИ» (комплекс МПСК-МИ).
Продолжение следует...