Начало ХХI века ВМФ встретил только двумя специализированными судами, изначально спроектированными и построенными для спасания экипажей аварийных ПЛ: СС ПЛ проекта 537 «Алагез» (в составе ВМФ с 1989г.) с СГА и комплексом барокамер для принятия спасенных подводников) и СС ПЛ «Эпрон» проекта 527М (в ВМФ с 1959г.) с комплексом барокамер, спасательным колоколом СК-64, но без возможности принимать на борт СГА. Также имелись пять СС, переоборудованных в суда-носители СГА, но не имеющих барокамер для подводников: два СС проекта 05360 (1979), два СС проекта 05361 (1982) и одно СС на базе килектора проекта 141 (1988).
Надежду на возрождение спасательной составляющей ВМФ дало вступление в состав ВМФ в 2015 году нового спасательного судна проекта 21300 (рис.9). Новый спасатель несет на борту не имеющий аналогов глубоководный водолазно-спасательный комплекс: для размещения выведенного «сухим» способом из аварийной ПЛ экипажа, а также для выполнения водолазных работ на глубинах до 450 м. На нем размещены уникальный спасательный глубоководный аппарат «Бестер-1», с помощью которого проводится вывод подводников из отсеков ПЛ, лежащих на грунте (с рабочей глубиной погружения до 700 м) и рабочий телеуправляемый подводный аппарат «Пантера+» для обследования подводных объектов и проведения работ на глубинах до 1000 м. Имеются в наличии буксируемый искатель, обеспечивающий поиск объектов, не только лежащих на дне на глубинах до 1500 м, но и находящихся в толще грунта, а также другое оборудование для поисковых, аварийно-спасательных, водолазных и подводно-технических работ. Мероприятия реализации «Концепции развития системы ПСО ВМФ на период до 2025 года» предусматривали дальнейшее строительство в 2016-2020 годах серии из шести СС проекта 21300. Увы, со строительством очередных спасателей вышла задержка, а затем, экономические санкции США и Евросоюза, льющиеся непрерывным потоком на Россию, остановили реализацию мероприятий Концепции, в части строительства серии СС проекта 2130.
В этих условиях решение командования ВМФ, принятое в 2018 году, о создании, дополнительно к специальным спасательным судам, модульной системы спасания экипажей аварийных ПЛ (МССЭ ПЛ), лежащих на грунте, представляется сегодня поистине прозорливым. Такая система спасания предполагает использование в виде отдельных модулей уже имеемых в ВМФ технических средств, принятых на вооружение и используемых на всех флотах: СГА, телеуправляемых необитаемых подводных аппаратов, обитаемых подводных аппаратов, - которые, после транспортировки в ближайший к месту аварии ПЛ порт, могут быть оперативно установлены на СС проекта 141 и на других неспециализированных судах, имеющих для размещения модулей системы необходимые площади палуб и спуско-подъемное устройство для СГА. Для полноценной реализации данного способа спасания не доставало одного звена – барокомплекса для большого числа подводников, выведенных из условий повышенного давления.
Сегодня можно констатировать, что создание модульной системы МССЭ ПЛ, практически завершено. В условиях жесткого санкционного давления и импортозамещения, без громких и хвалебных заявлений по ходу работы, санкт-петербургским предприятием АО «Флаг Альфа» была успешно выполнена ОКР «Лучина» и, созданный в ходе работы, опытный образец комплекса барокамер МССЭ ПЛ успешно предъявлен Заказчику.
В процессе работы были обоснованы, спроектированы и впервые в истории России изготовлены все элементы мобильного, модульного комплекса барокамер МССЭ ПЛ, включающего: приёмно-стыковочный отсек, обеспечивающий посадку на него СГА и переход под повышенным давлением спасенных подводников из СГА в приёмно-переходную барокамеру; приёмно-переходную барокамеру, предназначенную для санитарной обработки подводников и оказания им первичной медицинской помощи; и барокамер диаметром 2200 мм, предназначенных для обеспечения плавного вывода подводников из условий повышенного давления (для декомпрессии) (рис.10).
Многие новые, разработанные в процессе выполнения ОКР, конструкторские решения позволили существенно повысить безопасность и комфортность нахождения подводников в отсеках под давлением, минимизировать количество требуемого для обслуживания систем барокамер персонала, снизить затраты на проведение подготовки барокамер к использованию по назначению, на проведение их технического освидетельствования или технического диагностирования. Обеспечена возможность замены составных элементов барокамеры аналогичными элементами при сохранении работоспособности барокамеры по прямому назначению в целом.
В январе 2023 года в условиях Балтики были проведены государственные испытания опытного образца комплекса барокамер МССЭ ПЛ, установленного на СС проекта 141 (рис.12), в ходе которых были проверены «на прочность» и все новые конструкторские решения, и работоспособность всех элементов спасательного комплекса по прямому назначению.
Мы уверены, что созданная модульная система спасания экипажей аварийных ПЛ, лежащих на грунте, поможет решить имеющиеся проблемы оказания специализированной помощи подводникам, выведенным из аварийных подводных лодок, лежащих на грунте, в том числе из отсеков с избыточным давлением, подтвердит соответствие созданного образца системы МССЭ ПЛ современным тенденциям развития систем спасания экипажей ПЛ и явится очередной вехой в развитии средств обеспечения «сухого» способа спасения подводников.