АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО «ФЛАГ АЛЬФА»
Гипобарические и гипербарические системы
Аварийно - спасательное оборудование
Водолазное снаряжение

ВРЕМЯ ПЕРВЫХ … спасательных операций



     Деятельность родной 34 кафедры ВВМИОЛУ имени Ф.Э.Дзержинского традиционно связывают с подготовкой водолазных специалистов для российского Флота. И, это правда, тем более, что кафедра является единственной в стране, где готовятся специалисты такой высокой квалификации. Но все же правда не полная. Наряду с водолазной подготовкой, будущим специалистам Флота здесь преподают и основы инженерной науки, инженерной мысли, делятся бесценным опытом выполнения аварийно-спасательных и судоподъемных работ, с которыми выпускникам кафедры возможно придется встретиться на флотах. Нашему классу, первопроходцам вновь открытого направления обучения на кораблестроительном факультете училища, свои знания и личный практический опыт передавали замечательные люди - выдающиеся ученые, офицеры ВМФ: А.Н.Патрашев, Н.П.Муру, А.И.Зараев, В.А.Родосский, В.В.Власов, Е.Н.Андреев, С.И.Кроленко, Н.Ф.Гришин, Г.В.Лушин и многие-многие другие. Все они, такие разные, помимо знаний, искренне делились и своим жизненным, и флотским опытом службы, что особенно пригодилось мне в дальнейшем и в службе, и в жизни.

     Всем моим училищным учителям я и хочу посвятить этот небольшой рассказ о первом личном опыте выполнения спасательных работ на Флоте.

    

     Сегодня уже, наверное, никого не удивить открытостью информации о советской и российской военной технике, обилием фотографий этой техники, самого высокого качества, особенно в Интернете. А ведь было время, когда за такие фото (у моряков или, не дай Бог, у себя любимого), можно было получить массу неприятностей, например, строгач по служебной, да и по партийной линии заработать. И приходилось тогда дембельские альбомы подчиненных просматривать, изымать и уничтожать запрещенные снимки. К счастью, некоторые снимки тех лет сохранилось. Силуэт подводной лодки на одной из фотографий, случайно выхваченной взглядом со страницы Интернета, показался до боли знакомым и через мгновенье нахлынувшие воспоминания заставили вернуться в те самые лейтенантские годы.
     8 апреля 1982 года.

     Спасательное судно подводных лодок проекта 527 «Алтай» находилось в дежурстве, в составе спасательного отряда с 30 минутной готовностью выхода в море. Несмотря на ежедневную готовность к тревогам (отработка большинства спасательных мероприятий и действий экипажа по оказанию помощи подводной лодке (ПЛ) или надводному кораблю (НК), особенно при нахождении в дежурстве, проводилось по учебным тревогам), протяжный сигнал колоколом и команда по корабельной трансляции «Боевая тревога. Корабль экстренно к бою и походу приготовить!» прозвучали неожиданно. Чуть позже прозвучавшая команда: «Корабль к оказанию помощи подводной лодке приготовить!», - конкретизировала перечень средств, устройств и имущества, которые должны были быть приготовлены экипажем на переходе к месту аварии…

     …В первые месяцы своей службы на спасателе при каждом приготовлении корабля к выходу, будь то переход из Дровяного в Североморск или выход из Кольского залива в море, - я с удивлением отмечал какие-то изменения в каждом члене экипажа корабля: едва заметный блеск глаз, какая-то особенная радость в голосе, в движениях, в исполнении своих служебных обязанностей. Даже личности, числящиеся у командиров подразделений, как «разгильдяи по жизни», чудесным образом превращались в образцы воинской чести и доблести. С течением службы эти милые метаморфозы нашли простое объяснение. С отходом корабля от причала прекращались бесконечные проверки корабля офицерами ОУС, специалистами дивизиона, бригады, флота; ежедневные тренировки по специальности и по БЗЖ (безусловно необходимые, но за 3 года срочной службы так опостылевшие личному составу), откладывались занятия по политической и специальной подготовке, политинформации, читки и конспектирования передовиц «Правды», материалов пленумов. Только в море и, особенно, на фактической аварии, можно было вдохнуть такой необычайный аромат мужской дружбы, проверить самого себя, применить на деле свои профессиональные знания и навыки. Да, нам спасателям, водолазам-профессионалам часто приходилось трудно. Но сколько радости мы находили в этой трудной работе!

     …На переходе обстановка уточнилась: на атомной ПЛ (с Вашего позволения не буду приводить проект и наименование) авария главной энергетической установки (ГЭУ), ПЛ всплыла в надводное положение, хода практически нет. Шторм, 7-8 баллов. Поставленная задача – взять на буксир, отбуксировать в базу. В район нахождения ПЛ подошли в ночное время (ночь, правда, - полярная) и... едва не натолкнулись на неё в буквальном смысле. Несмотря на наличие в районе аварии нескольких наших кораблей (ТАКР «Киев» с кораблями охранения, БПК «Тимошенко») точного нахождения лодки нам не сообщили, а на экранах РЛС её просто не было видно (шторм, да и лодочка вся такая обтекаемая). Спасло чудо! Запустили в полубака несколько ракет "Свет" (есть такая на снабжении спасателей), превращающих кратковременно ночь в день, и увидели ПЛ прямо по курсу судна на дистанции 1-1,5 кабельтов (около 200-300 м). Обстановка тем временем, как и положено при аварии, стала усугубляться: по связи нам сообщили, что штатное аварийное буксирное устройство ПЛ порвано и нам следует подать СВОЙ буксир и завести его на ПЛ. Вероятно, уместно пояснить, что у каждой ПЛ есть буксирный гак, к которому присоединен собственный штатный стальной буксир, утопленный в резиновое покрытие корпуса; буксир присоединен через тяжелую металлическую серьгу к капроновому амортизатору (вставке, которая принимает на себя рывки при буксировке); к канату присоединен проводник, передаваемый на буксирное судно. Все это составляет аварийное буксирное устройство (АБУ). С помощью проводника капроновая часть штатного буксира ПЛ выбирается на борт спасателя и соединяется со стальным буксиром судна. При натяжении буксирной линии штатный стальной буксирный канат выскакивает из резинового покрытия и ПЛ готова к буксировке. Но видно что-то пошло не так: то ли действительно имела место какая-то неисправность АБУ, то ли подводники были измотаны волнением в результате длительного нахождения лодки на поверхности штормящего моря, многочасовой борьбой за живучесть, недостаточной вентиляцией отсеков, кто знает… Ясно было одно - взять ПЛ на буксир с помощью её штатного АБУ не представлялось возможным…